Мы все сначала с нетерпением ждем первое слово своего малыша. Потом первую фразу, а затем, когда же он уже зарычит и зашипит.
Речь – один из важных показателей нормального психического развития ребенка. Дети постигают правильную речь долго и постепенно, для каждого возраста есть своя норма развития.Что, как и во сколько должно появиться в речи?
0 – 1 месяцевРечь ребенка представляет собой спонтанные речевые вокализации, похожие на звуки: а, о, у, э, п, и, к, г, х
1 – 3 месяцаГуление. Ребенок осознанно произносит много звуков и сочетаний: а-а-а, у-у-у, а-гу, бу, ма. Ребенок понимает темп, ритм, тон речи взрослого, реагирует на громкость речи и интонацию.
6 – 8 месяцевЛепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги: ба, ма, та, да, да-да-да, та-та-та и т.д. Малыш активно подражает взрослому, идет активное развитие артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха.
8 – 11 месяцевПоявляются первые лепетные слова. Ребенок произносит цепочки повторяющихся слогов
11 – 15 месяцевПервые слова. Развивается понимание речи. Ребенок начинает ассоциировать слова с предметами действиями
15 – 18 месяцевРебенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет простую инструкцию, без жеста показывает знакомые слова на картинке, знает части тела. Увеличивается словарный запас.
От 1,6 летРебенок начинает говорить словосочетания и предложения из двух слов. Пытается произнести трехсложные, четырехсложные слова, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки
2 – 3 годаВ речи ребенка есть все гласные звуки и появляются свистящие звуки (С, С', З, З'). Однако произношение многих звуков далеко от совершенства, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Быстро пополняется пассивный и активный словарь. К 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 – до 1000 слов
К 2 годам появляется фразовая речь, состоящая из двух слов, часто лепетных. К 3 годам предложения детей становятся сложными с союзами «потому что», «или», «чтобы».
А в норме ли звуки?
В первую очередь у детей формируются звуки:
а, о, у, и, э, п, м, т, д, б, н, в, к, г, х.
Позднее появляются звуки: ы, с, з, ш, ж, щ, ф, ц, ч, й, л, р.
По возрасту:
К
3-3,6 годам у ребёнка появляются звуки: с, з, при этом нормально, если есть дефекты смягчения и оглушения.
К
4-4,5 годам появляются звуки: ш, ж, щ, ч, ц, дефекты смягчения и оглушения должны уйти.
К
5-5,5 годам появляются звуки: л, л', р, р'.
К
6-7 годам все звуки должны быть в речи.
Формирование правильного звукопроизношения нельзя запускать,
так как все ошибки в устной речи переходят на письмо!